Витрина

Старинные гравюры на тему Отечественной войны 1812 года

Встреча двух императоров в Тильзите 25 июня 1807 года


Техника: гравюра на меди акватинтой
Подписи: под картинкой на французском языке – «ENTREVUE DE L/'EMPEREUR DES FRANCRIS ET DE L/'EMPEREUR DE RUSSIE.» (Встреча императора Франции и императора России). Ниже – описание события по 86 бюллетеню «Le 25 Juin... 86-e Bulletin.». Еще ниже выходные данные – «A Paris chez Basset M-d. d/'Estampes, rue S-t. Jaques au coin da celle das Mathurins, ft. 64. – Depose a la Bibliotheque.»
Дата изготовления: 1807
Место изготовления: Франция, Париж
Бумага ручного литья, вержированная
Размер оттиска: 27 × 36 см, размер листа: 30 × 39,5 см.
Размер в оформлении: 60 × 68,5 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

Наполеон 12 (24) июня предложил российскому императору обсудить содержание мирного договора и условия возможного союза на личной встрече и провести ее на нейтральной почве – посередине реки Неман, напротив Тильзита (тогда Восточная Пруссия, ныне г. Советск Калининградской области). Для этого за ночь был сооружен плот со специально построенной на нем беседкой. Запечатлена первая встреча Александра I (с длинной косой) и Наполеона на плоту 13 (25) июня. Левый берег реки был занят французской гвардией, правый – двумя взводами Кавалергардского полка и эскадроном прусской гвардейской кавалерии. После продолжительной беседы Наполеон пригласил Александра I переселиться на время переговоров в Тильзит, объявленный нейтральным. Любопытно отметить, что после свидания со своим «бескорыстным противником» (так именовал Александра практичный Наполеон, который не мог понять причины, по которой тот в ущерб России отстаивал интересы Пруссии и Австрии), Наполеон подарил ему великолепного белого жеребца по кличке Эклипс. Именно на этом коне 31 марта 1814 года Александр въехал в Париж.

Лист описан Д.А. Ровинским (т. 1, стлб. 153, поз. 632, 2-е состояние), однако такого не было в его личной коллекции. Лист был описан по коллекции П.Я. Дашкова. От первого состояния отличается деталями подписей. Гравюра такого (II состояния) хранилась в Эрмитаже.
Четкий оттиск, поля сохранены. Лист хорошей сохранности.

Александр I. Император Всероссийский. Освободитель наций

 

Техника: гравюра на меди
Художник: Дж. Август Атткинсон. Гравер: Э. Скривен
Под картинкой подпись по подножию вершины: слева: «J.A. Atkinson del-t.» (Дж. А. Аткинсон рис.); справа: «E. Sriven Sculp.» (Э. Скривен рез.). Ниже надпись прописными буквами по центру в две строки: «Alexander 1st . Emperor of all the Russias./ The Liberator of Nations!» (Александр 1-ый. Император Всероссийский. / Освободитель наций!)
Дата изготовления: 1813
Место изготовления: Англия
Размер оттиска: 30,5 × 21 см, размер листа: 29,5 × 23 см.
Размер в оформлении: 78 × 63 см.
Оформление: багет , паспарту, стекло

Русский казак-ополченец и лейб-гвардеец придерживают медальон с портретом императора Александра I. Медальон изображен на фоне каменной пирамиды, символизировавшей в XIX веке воинскую славу, воздвигнутой на вершине в облаках. У ног казака – несколько пушечных ядер, гвардеец попирает штандарт Наполеона.

Александр I изображен 1/2 влево, по плечи, тип Кюгельхена-Валькера, голова непокрыта. На императоре надет мундир с высоким воротником с вышитыми на нем двумя перевернутыми восьмерками. Через правое плечо идет Андреевская лента, на левой стороне груди звезда. По краю медальона идет надпись: «ALEXANDER IMP. – RUSSIA» (АЛЕКСАНДЕР – ИМП – РОССИЯ).

Художник: Дж. Август Атткинсон / J. August Attkinson (1755 – после 1829), английский живописец и гравер, пасынок английского гравера Дж. Уолкера (Жамеса Валькера). Прославился своими батальными и видовыми картинами. Жил в России в 1799 – 1805 гг. В 1803 году издал в Лондоне свои цветные гравюры в 3-х томах: «Живописное представление о манерах, костюмах и развлечениях русского народа». Подписи в гравюрах были сделаны Ж. Валькером.
Гравер: Э. Скривен (E. Scriven) – придворный гравер Принца Уэльского.

Настоящая гравюра описана Д.А. Ровинским (стлб. 132, поз. 574) Полный текст подписи: «These are his sinews, arms and strength» Shakspeare. London; April 13 1813. Published by R.J. thornton, M.D. № 1 Hinde Street, Manchester Square. Вероятно, данная гравюра готовилась к визиту Императора в Лондон после победы над Наполеоном

Торжественное вступление союзных государей в Париж,
31 марта 1814 года

 


Техника:
гравюра на медной доске цветной акватинтой с подкраской акварелью времени создания
Подписи: внизу в центре – «Published by R. Bowyer, Pall Mall, 1815.» (Издано Р. Бауэром, Пэлл Мэлл, 1815)
Дата изготовления: 1815
Место изготовления: Лондон, Англия
Бумага ручного литья
Размер оттиска: 30,5 × 40 см, размер листа: 12,5 × 46,5 см.
Размер в оформлении: 62 × 69 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

На картинке изображен торжественный въезд союзных войск в Париж в момент прохождения через ворота Сен-Мартен (раненый французский маршал Мормон в 2 часа ночи 31 марта 1814 года привёз в ставку Александра I ключи от города и, передав ключи, обратился к императору со словами: «Сир, умоляю Вас пощадить Париж!»). Часть конных казаков из Казачьего лейб-гвардии полка с пиками уже проскакали (во время вступления в Париж 19(31) марта 1814 года весь лейб-казачий полк составлял конвой Е.И.В.). За ними въезжают Император Александр I (в зеленом Преображенском мундире), кайзер Фридрих-Вильгельм Прусский и фельдмаршал Шарль Филипп Шварценберг от Австрии. Любопытно, что Александр I въезжает в побежденный Париж на белом коне по кличке Эклипс, подаренном Наполеоном после их свидания в Тильзите в 1807 году и подписания Тильзитского мира. Вплотную за ними едет генералитет. Именно на эту группу и сделан акцент в данной гравюре. Вдоль домов по обеим сторонам площади стоят толпы народа. Во всех окнах, даже в служебных помещениях Триумфальной арки, и на балконе видны люди. Женщины машут платочками, а мужчины поднимают кверху цилиндры, явно с радостью и оживлением приветствуя этот торжественный въезд. Известно, что жители Парижа вначале опасались прихода варварских войск. Однако завоеватели не только не пытались грабить город, но, напротив, за все платили наличными, а знаменитый атаман Платов, зная залихватский нрав своих казаков, издал приказ: «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить; наипаче не обижать ихних мадамов и мамзелей; кроме, если по взаимному согласию. Помните, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цибулизованное».

Гравюра описана Д.А. Ровинским в иконографии Александра I (том 1, столбец 174, позиция 768). Данная вещь предназначалась для изданной в Лондоне в 1815 году книге «Иллюстрированные заметки о важных событиях в анналах Европы в года 1812, 1813, 1814 и 1815» (An illustrated record of important evenement in the annals of Europe, during the years 1812, 1813, 1814 and 1815.)
Четкий оттиск. Лист хорошей сохранности

Александр I

Техника: гравюра на меди цветным пунктиром, акварель
Художник: Л.И. Киль. Гравер: Штельцель
Подписи: слева – «Nach dem Leben gez. v. Kiel.» (С натуры писал Киль), справа – «gest. V. Stoelzel» (резал Ф. Штульцель), ниже – «ALEXANDER I», еще ниже – «Original. – bei H. Rittner in Drsd.» (у Риттнера в Дрездене)
Дата изготовления: около 1814
Место изготовления: Германия
Бумага ручной выделки
Размер оттиска: 21,8 × 12,5 см, размер листа: 28 × 19 см.
Размер в оформлении: 56,5×42,5 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

Александр I (1777 – 1825), старший сын Павла I и Марии Федоровны, с 1793 года женат на принцессе Баденской Елизавете Алексеевне. Император с 1801 года. Скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года от скоротечной простуды.

Портрет без фона в рост, 1/2 влево. Александр изображен в треугольной шляпе, в мундире и высоких сапогах со шпорами. На шее в петлице крест, на левой стороне груди орденская звезда. У пояса шпага. Пристрастие любителя-художника Л.И. Киля к курьёзным и неожиданным «фотографическим» позам и его оригинал послужила основой для последующих реплик другими мастерам. Особенно похожи на данный портреты Александра I на прогулке по набережной Невы работы А. Орловского и Иглессона, 1818 г., где его ранняя сутулость подмеченная и показанная Л.И. Килем уже не могла быть скрываема. 

Художник: Лев Иванович Киль (Людвиг Карл фон) (1793 – 1851). Из курляндских дворян. В 1812 вступил волонтером в Курляндское земское войско. 16 марта 1813 принят корнетом в Российско-немецкий легион с назначением служить при командире легиона генерал-адъютанте графе Л.Г. Вальмоден-Гимборне. В подчинении графа оказались летучие партизанские отряды. 30 мая отряд Теттенборна выбил французов из Гамбурга, в этом бою отличился и Лев Киль. Сражался он и во многих других боях. После взятия Парижа Александр I объявил о создании лейб-гвардии егерского полка из отборных кавалеристов, сюда был зачислен и Киль. В 1815 году – поручик в свите Его Императорского Величества. Награды за заграничные походы – орд. св. Анны 3 и 2-ст. С 1815 по 1819 годы находился в Париже «по особому поручению» – писал униформы русской армии. За прилежное и талантливое выполнение заказа получил капитанский чин. Гравюры оценил великий князь Николай Павлович. В 1821 году Киль переведен в Гвардейский Генеральный штаб, в 1822 году – в лейб-гвардии Подольский кирасирский полк с назначением адъютантом к цесаревичу Константину Павловичу. Продолжает заниматься творчеством. Принимал участие в подавлении восстания в Польше. С 1831 года – флигель-адъютант императора Николая I, с этого времени основная тема акварелей – сценки из жизни императорской семьи. В 1832 году – почетный вольный общник Академии художеств. В 1835 году – генерал-майор. В 1844 году – начальник над русскими художниками в Риме.

Лист описан Д.А. Ровинским (т. 1, стлб. 130, п. 558) и был в его коллекции.
Сохранность хорошая, оттиск яркий, большие поля

Александр I


Техника: гравюра на меди пунктиром, раскраска акварелью
Гравер: Г. Мейер
Подписи: в правом нижнем углу – «Meyer Sculp.» (Резал Мейер). Ниже надпись на английском языке: «ALEXANDER I . Emperor of all the Russias ~ From an original Drawing taken in London during his Visit in 1814 . Leeds . Published by Edw-d. Baines Sep-r. 1. 1814.» (АЛЕКСАНДР I, Император Всероссийский По рисунку с натуры, сделанному в Лондоне во время его визита в 1814. Лидс. Издано у Эдварда Бейнса Сент. 1. 1814.)
Дата изготовления: 1814
Место изготовления: Лидс, Англия
Бумага ручной выделки с водяным знаком «Н S 1814»
Размер оттиска: 18,5 × 12 см, размер листа: 20,5 × 13 см.
Размер в оформлении: 53 × 46 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

Александр I (1777 – 1825), старший сын Павла I и Марии Федоровны, с 1793 года женат на принцессе Баденской Елизавете Алексеевне. Император с 1801 года. Скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года от скоротечной простуды.

Портрет в четырехугольнике с затемненным фоном, очерченным рамкой в две линии; 3/4 влево, поясное изображение; «Ж.1814. Типъ Аткинсонъ-Волковъ» (по Д.А. Ровинскому). Александр изображен с непокрытой головой. На нем мундир с двумя рядами мелких пуговиц и стоячим воротником, расшитым дубовыми листьями. На плечах – эполеты. Через правое плечо идет Андреевская лента. На шее – орден св. Георгия на ленте. На левой стороне груди орден – звезда св. Андрея Первозванного.

Лист описан Д.А. Ровинским и имелся в его коллекции именно в этом состоянии (т. 1, стлб. 77, поз. 204, 2-е состояние). От первого состояния отличается наличием подписей.
Сохранность хорошая, оттиск яркий

Благодарственный молебен об окончании войны с Наполеоном союзных армий в Париже 10 апреля 1814 года

 

Техника: гравюра с медной доски цветной акватинтой, акварель
Автор оригинала: Моро (Moreau Jean-Michel, 1741 – 1814)
Дата изготовления: 1815
Место изготовления: Лондон
Бумага с филигранью: J. Whatman
Размер оттиска: 28 × 51 см, размер листа: 39,4 × 58,5 см.
Размер в оформлении: 69 × 91 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

На площади Людовика XV в Париже в каре стоят избранные полки союзных армий. На полевом алтаре военные священники русской, немецкой, английской армий служат молебен во славу Праздника Воскресения Господня (Пасха) и окончания кровопролитнейшей войны.
Группа всадников в центе – государи-союзники, в середине – Александр I в зелёном мундире Преображенского полка на белом коне Эклипсе (Эклипс – подарок Наполеона Александру I в 1807 году на их встрече в Тильзите). Пушки салютуют.

Настоящий лист описан Д.А. Ровинским как часть иконографии Александра I (т. 1, стлб. 176, поз. 778). Оригинал был выполнен с натуры знаменитым Моро-Le Jenne и немедленно воспроизведён Робертом Боуером (Bower) на данном листе в сюите «All illustrated record of ... 1812 – 1815» в 1815 г.
Отличное состояние, большие поля

Сражение под Москвой (Бородино)
 


Техника:
гравюра резцом
Автор: Masson
Дата изготовления: 1830-е
Размер оттиска: 14,5 × 24 см, размер листа: 21,5 × 30 см.
Размер в оформлении: 52 × 61 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

Вступление казаков в Гамбург под началом полковника Теттенборна 18 марта 1813 года


Техника: литография
Подпись справа – «gedr . u . verlegt im litho Institut v. Peter Suhr im Hamburg» (Напечатано и издано в печатне Петера Зура в Гамбурге)
Дата изготовления: 1810-е
Место изготовления: Германия, Гамбург
Размер оттиска: 21 × 34 см, размер листа: 30 × 39,5 см.
Размер в оформлении: 56 × 68,5 см.
Оформление: багет, паспарту, стекло

В марте 1813 года русский казачий отряд под командованием бравого полковника Фридриха Теттенборна совершил внезапный победный рейд по Северной Германии с заходом в Гамбург. За этот рейд Теттенборн 16 марта был произведён в Ставке в генерал-майоры, в Гамбурге он, понятно, еще этого не знал. Барон Фридрих Карл Теттенборн, австриец, состоял на службе в русской армии с августа 1812 года. За успешные действия под Вильно награжден орденом св. Георгия 4-ого класса, с декабря 1812 года – полковник, начальник авангарда отряда А.И. Чернышева. Участвовал в сражении за Берлин, награжден орденом св. Владимира. 30 мая вновь выбил из Гамбурга войска генерала Ж. Вандама и был отмечен Георгием 3-го класса. Взял Бремен. Участвовал в кампании 1814 года во Франции, награжден золотой шпагой «За храбрость» с алмазами.
Впереди на конях едут граждане города Гамбурга, затем казаки, музыканты, сразу за ними барон Теттенборн на лошади со звездами на чепраке. Обыватели приветствуют казаков.

Автор данного листа – Петер Зур, художник, рисовальщик, литограф и гравер. Один из трех братьев граверов. Известно 2 больших листа его братьев Кристофа и Корнелиуса Зуров с изображением русской армии («Казаки в Гамбурге» и «Башкиры в разрушенных предместьях Гамбурга»), причём в них нет присущей многим европейским художникам неприязни и карикатурности в изображении русских, а скорее добрый юмор и симпатия.

Лист имеет помету 23, но неизвестно из какого издания.
Сохранность хорошая, большие поля

Карта отступления французской армии из Москвы до Парижа


 

Техника: гравюра резцом и офортом
Дата изготовления: 1813
Размер оттиска: 38 × 25 см, размер листа: 44,5 × 33 см.
Размер в оформлении: 73 х 58,5 см
Оформление: багет, паспарту, стекло

 
Вернуться к списку